«А вот тебе примерчик про любовь...»

В Высшей школе сценических искусств прошел показ этюдов в жанре «вербатим» в исполнении второго курса актерского факультета (мастерская Александра Анатольевича Коручекова), режиссеры-педагоги Сергей Шенталинский и Федор Парасюк.

Публикуем отзыв на эту работу выпускника Школы-студии МХАТ, художника Андрея Усолова.

«И снова порадовали студенты Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Одно слово – Школа. Всё-таки качество – это однозначно визитная карточка ВШСИ и «Сатирикона»... Если вы хотите посмотреть на то, как зарождаются будущие звёзды театра и кино, вам сюда.

Всего-то второй курс (руководитель А.А. Коручеков)! Актёрские этюды в жанре «вербатим» – писанные с натуры, зарисовки с реальных людей, как правило, встреченных на улице, на вокзале, в кафе... Да тут не надо никаких пьес писать! Драматургия буквально встроена в сам материал. Нет, не материал, а скорее в ту самую «тёмную материю», из которой соткана вся Вселенная, которая трансформируется в любую телесность и живет, продолжая вибрировать на каком-то, порой, неуловимом уровне, наполняемая жаждой Сообщения Смыслов.

Ваш покорный слуга и автор этих строк является по большому счёту довольно-таки консервативным человеком, несмотря на локальные выборочные и, как правило, глубоко продуманные и практичные уступки прогрессу (в основном техническому). Поэтому умение пользоваться фотошопом, Zoom и электро-моноколесом не изменило во мне основных занудных привычек, а именно – ценить Внутреннее более, чем Внешнее, Содержание более, чем Форму. И практически документальный жанр вербатим порой мне однозначно более близок, чем непроверенный временем художественный вымысел, или «чужая пьеса как относительно законный способ самовыражения индульгирующего режиссёра».

И фото- и кинодокумент, ставший Произведением, обязательно несёт в себе какой-то отсыл к Смыслам, а сам объект находится в своей естественной форме, в родном костюме, без грима и декораций. Главнейшая роль в искусстве Передачи Смыслов отводится, так сказать, первичному наблюдателю, оператору, фокусирующему своё внимание на событии, нашедшему точный ракурс, уловившему характерный жест. Именно этим удивительным мастерством, умением найти и «увидеть», а затем точно, не приукрашивая, а лишь кадрируя, передать что-то главное, порой вневременное, блеснули сегодня студенты ВШСИ. Несомненно, достигнуть такого уровня выверенности вряд ли кому-либо удалось бы без помощи опытных наставников. Но вот что хочется отметить. Как гласит восточная мудрость, «настоящий звук невозможно услышать». В настоящем искусстве не должно быть видно искусства. Если мы «видим» искусство, мастерство и труд, значит высочайший уровень ещё не достигнут. В этом смысле умение режиссёра «спрятать» себя, как бы скрыть своё воздействие на итоговый художественный продукт, является показателем высочайшего уровня. Китайские живописцы-даосы утверждали, что Дао, «пойманное» и выраженное человеком в его творении (например, пейзаже) выше самого природного Дао.

Что-то подобное мы можем видеть, наблюдая галерею образов, запечатленную в этом спектакле. Мастерство формы, пластика, голос и т.п. практически растворяются, самоустраняются, выводя на первый план глубину и откровенность смыслов, переданных словом, идущем как бы уже не от актёра, а от того самого персонажа, ставшего объектом наблюдения. Подобные тексты настолько органичны, что уже сами по себе свидетельствуют. Боль, надежды, абсурд, мат, смех – всё это становится не «изображаемым», а настоящим. Настоящим до слёз, до ужаса перед беспощадной реальностью. И юмор, и смех, как бы много его ни было, не убирает, а лишь на мгновение отодвигает на второй план чудовищный абсурд цивилизации, полной искусственных желаний и штампов «идеальной жизни», а на самом деле отнюдь не идеального существования.

«А вот тебе примерчик про любовь...» – безусловно, девиз всего этого маскарада, в котором маски уже вросли в лица. На фоне молодежного сленга, современных «прибамбасов», скудных интересов, искусственных тем настоящие нищета, болезнь, горе и немощь по-гоголевски «маленьких», «непродвинутых» людей становятся запредельно, пронзительно звенящими, вопиющими уже даже не к сильным мира сего, а к Творцу, создавшему человека для счастья и наслаждения плодами рук его.

Что ещё важно. Те зрители, которые помнят подобные спектакли, выпущенные пару лет назад (курс С. Шенталинского), наверняка могут заметить, как изменилось общество за такой, казалось бы, небольшой срок. Темы этих, в общем-то, учебных зарисовок те же – маленькие люди большого города. Срез в целом тот же – неустроенные женщины, нереализованные мужчины, неудавшиеся бизнесмены, курьеры, простые, но по-своему счастливые пары... Но всё больше одиночества, боли и брани. Мат как вспомогательное слово, междометие подходит всё большему числу событий. Вместо «Здравствуй!» уже звучит «Здравствуй, бл@!», вместо «До свидания!» – «До свидания, бл@!». Слова-паразиты автоматически заполняют пустоты, которые, расширяясь, постепенно превращаются в одну большую Пустоту, облечённую в форму лишь для вида, для создания иллюзии наполненности. «Мы стремительно падаем в будущее спиной вперёд» как хорошо заметил Вальтер Беньямин. Пустота, разрастаясь, поглощает умы людей. Образы, вылепленные актерами настолько обличительны, насколько и характерны.

Больно узнавать себя в зеркале искусства. Но тем более необходимо. Более точной и современной пьесы трудно себе представить. «Больной, знающий, что он болен, уже не больной – он выздоравливающий». Думается, что эту восточную мудрость пора поскорее применить и нашему обществу.

Идём и смотрим Вербатим в Театральную Школу Константина Райкина! И тут неуместно будет пожелать «приятного просмотра». Правильнее будет сказать «Потрясающего»!»

 

 

Другие новости